Применяемость валов коленчатых ЯМЗ
Применяемость, типоразмеры, материалы и конструктивные особенности коленчатых валов двигателей производства ЯМЗ ОАО «Автодизель»,
Каждое автотранспортное средство имеет силовую установку, которую можно по праву считать «сердцем» этой техники. Но и любой двигатель внутреннего сгорания тоже имеет свое «сердце», которым является вал коленчатый. В его задачи входит преобразование возвратно-поступательных движений поршня или группы поршней во вращательное движение. Коленвал представляет собой основную составную часть силовой установки, преобразующую энергию сгорания топлива в цилиндрах в механическую энергию, которая передается через трансмиссию на ходовую часть транспорта.
Сложность конфигурации коленчатого вала диктуется особенностями крепления поршней с шатунами. Он представляет из себя элемент кривошипно-шатунного механизма и исполняет очень существенную роль в работе всего силового агрегата. Этот ключевой элемент двигателя производится исключительно из качественных углеродистых, хромомарганцевых, хромоникельмолибденовых сталей и высокопрочного чугунного литья.
Коленвал (вал коленчатый) представляется чрезвычайно значимым и сложным функциональным звеном двигателя, включающим в себя коренные и шатунные шейки, противовесы, передний и задний хвостовики, «щеки», маслоотражатели и т. д. Увеличение износостойкости и длительности надежной и безаварийной эксплуатации достигается благодаря закаливанию коленчатого вала токами высокой частоты (т. в. ч.) или азотацией шеек. Затем делается тщательное шлифование и качественное полирование поверхностей, сопрягающихся с вкладышами коренных подшипников и шатунов. При этом переходы от шеек к «щекам» коленчатого вала – галтелям (закруглениям внутренних и наружных углов на деталях авто) изготавливают плавными. Это позволяет избежать необычайно мощного скопления напряжения и вероятной преждевременной поломки коленвала.
Создающиеся при работе коленвала повышенные нагрузки (существенное усилие давления газов, передающееся от шатунно-поршневого механизма, сила инерции поступательного-вращательного рабочего процесса, значительные моменты усилия, появляющиеся вследствие крутильных колебаний и прочее) требуют выполнения особых технологических требований к качеству и надежности этой ключевой детали двигателя.
Двигатели ЯМЗ семейств ЯМЗ-236, 238 всех модификаций и комплектаций при поставках как на заводы комплектации, так и в запасные части комплектуются коленчатыми валами с размерами коренных и шатунных шеек 2-х номинальных размеров. На одном коленчатом валу допускается сочетание 2-х номинальных размеров шеек, при этом все одноименные шейки должны иметь один размер.
При 2-ом номинальном размере используется дополнительная маркировка коленчатого вала:
• коренных шеек – «К1» или «К»;
• шатунных шеек – «Ш1» или «Ш».
Указанная маркировка наносится на необработанной поверхности 5 – ой щеки коленчатого вала ( для 6 – ти, 8 – ми цилиндровых двигателей ) после номера детали, выполненного в поковке.
Возможные случаи маркировки коленчатых валов в зависимости от размеров коренных и шатунных шеек представлены в таблице:
Дополнительная маркировка |
----* |
«Ш1» |
«К1» |
«Ш1 К1» |
Диаметр коренных шеек, мм |
110,00-0,022 |
110,00-0,022 |
109,75-0,022 |
109,75-0,022 |
Маркировка коренного вкладыша |
236-1005170-В |
236-1005170-В |
236-1005170-В |
236-1005170-В-Р1 |
Толщина коренного вкладыша, мм |
2,965-0,012 |
2,965-0,012 |
3,090-0,012 |
3,090-0,012 |
Диаметр шатунных шеек, мм |
88,00-0,022 |
87,75-0,022 |
88,00-0,022 |
87,75-0,022 |
Маркировка шатунного вкладыша |
236-1004058-В |
236-1004058-В-Р1 |
236-1004058-В |
236-1004058-В-Р1 |
Толщина шатунного вкладыша, мм |
2,490-0,012 |
2,615-0,012 |
2,490-0,012 |
2,615-0,012 |
Двигатели ЯМЗ семейств ЯМЗ-240 всех модификаций и комплектаций при поставках как на заводы комплектации, так и в запасные части комплектуются коленчатыми валами с размерами коренных опор и шатунных шеек 2-х номинальных размеров. На одном коленчатом валу допускается сочетание 2-х номинальных размеров шеек, при этом все одноименные шейки должны иметь один размер.
При 2-ом номинальном размере используется дополнительная маркировка коленчатого вала:
- коренных опор - «К1» или «К»;
- шатунных шеек - «Ш1» или «Ш».
Указанная маркировка наносится на переднем торце 1 - ой щеки коленчатого вала после номера детали, выполненного в поковке и на наружном диаметре 4-ой опоры.
Возможные случаи маркировки коленчатых валов в зависимости от размеров беговых дорожек коренных опор и шатунных шеек представлены в таблице:
Дополнительная маркировка |
----1 |
«Ш1» |
«К1» |
«Ш1 К1» |
Диаметр коренных шеек, мм |
191,92-0,029 |
191,92-0,029 |
191,42-0,029 |
191,42-0,029 |
Маркировка подшипника качения2 |
2ВО2622134 ЛМ |
2ВО2622134 ЛМ |
2ВО2622134 ЛМ |
2ВО2622134 ЛМ |
Диаметр шатунных шеек, мм |
88,00-0,022 |
87,75-0,022 |
88,00-0,022 |
87,75-0,022 |
Маркировка шатунного вкладыша |
236-1004058-В |
236-1004058-В-Р1 |
236-1004058-В |
236-1004058-В-Р1 |
Толщина шатунного вкладыша, мм |
2,490-0,012 |
2,615-0,012 |
2,490-0,012 |
2,615-0,012 |
Примечание:
1- размеры и маркировка вкладышей при использовании коленчатого вала, имеющего беговые дорожки коренных опор и шатунные шейки 1-го номинального размера; дополнительная маркировка отсутствует.
2- маркировка ЛМ, Л1М в обозначении подшипника обозначает материал сепаратора - латунь; ЕМ, Е1М - полиамид.
Порядковый номер вала и сокращенное обозначение детали маркируется на наружном диаметре 4 - ой опоры, рядом с беговой дорожкой. На торце вала со стороны маховика (на расстоянии 32 мм от оси вала) маркируется порядковый номер месяца и год выпуска (две последние цифры).
Двигатели ЯМЗ семейств ЯМЗ-840, 850 всех модификаций и комплектаций при поставках как на заводы комплектации, так и в запасные части комплектуются коленчатыми валами с размерами коренных опор и шатунных шеек 2-х номинальных размеров. На одном коленчатом валу допускается сочетание 2-х номинальных размеров шеек, при этом все одноименные шейки должны иметь один размер.
При 2-ом номинальном размере используется дополнительная маркировка коленчатого вала:
- коренных опор - «К2» или «К»;
- шатунных шеек - «Ш2» или «Ш».
Указанная маркировка наносится на 1 - ой щеке коленчатого вала после номера детали, выполненного в поковке.
Возможные случаи маркировки коленчатых валов в зависимости от размеров беговых дорожек коренных опор и шатунных шеек представлены в таблице:
Дополнительная маркировка |
----* |
«Ш2» |
«К2» |
«Ш2 К2» |
Диаметр коренных шеек, мм |
117,00+0.018 |
117,00+0.018 |
116,75+0.018 |
116,75+0.018 |
Маркировка коренного вкладыша |
840.1005170 |
840.1005170 |
840.1005170 |
840.1005170 |
Толщина коренного вкладыша, мм |
4,000+0.050 |
4,000+0.050 |
4,125+0.050 |
4,125+0.050 |
Диаметр шатунных шеек, мм |
90,00+0.018 |
89,75+0.018 |
90,00+0.018 |
89,75+0.018 |
Маркировка шатунного вкладыша |
840.1004058 |
840.1004058-Р2 |
840.1004058 |
840.1004058-Р2 |
Толщина шатунного вкладыша, мм |
2,490-0,012 |
2,615-0,012 |
2,490-0,012 |
2,615-0,012 |
Примечание:
* - размеры и маркировка вкладышей при использовании коленчатого вала, имеющего коренные и шатунные шейки 1-го номинального размера;
дополнительная маркировка отсутствует.
Порядковый номер вала выбивается на 1-ой щеке коленчатого вала ударным методом. Нумерация валов начинается с «1» с начала каждого календарного года.
Комплектация коленчатыми валами основных типов двигателей ЯМЗ-236,238
Коленчатый вал в |
Марка |
Маркировка на 5-ой щеке |
Маркировка |
Отличительные |
ЯМЗ-236М2, ЯМЗ-236Г, ЯМЗ-236А1 |
||||
236-1005009-Д2 |
50Г |
ЯМЗ-236-1005015-Е |
236-1005012-А |
На 2-ой щеке одна бобышка |
ЯМЗ-236Н, ЯМЗ-236НЕ, ЯМЗ-236НЕ2, ЯМЗ-236НБ, ЯМЗ-236НД, ЯМЗ-236Б, ЯМЗ-236БЕ, ЯМЗ-236БЕ2 |
||||
236НЕ-1005009 |
50Г |
ЯМЗ-236Н-1005015 |
236НЕ-1005012-А |
На 2-ой щеке одна бобышка, |
ЯМЗ-236Д |
||||
236Д-1005009 |
50Г |
ЯМЗ-236Д-1005015 |
236Д-1005012-А |
На 2-ой щеке одна бобышка, |
ЯМЗ-236ДК |
||||
236ДК-1005009-30 |
50Г |
ЯМЗ-236ДК-1005015 |
236ДК-1005012-Б |
На 2-ой щеке одна бобышка, |
ЯМЗ-7601.10 |
||||
7601.1005009 |
42Х1ФА |
ЯМЗ-7601-1005015 |
7601-1005012 |
На 2-ой щеке одна бобышка, |
ЯМЗ-7601.10-01 |
||||
7601.1005009-10 |
42Х1ФА |
ЯМЗ-7601-1005015 |
7601-1005012-10 |
На 2-ой щеке одна бобышка, |
ЯМЗ-238М2, ЯМЗ-238Н, ЯМЗ-238НД2, ЯМЗ-238НД3, ЯМЗ-238НД4, ЯМЗ-238НП, ЯМЗ-238Г, ЯМЗ-238ГМ2, ЯМЗ-238АМ2 (кроме ЯМЗ-238АМ2-3), ЯМЗ-238ИМ2, ЯМЗ-238КМ2 (кроме ЯМЗ-238КМ2-2, -3), ЯМЗ-238ВМ |
||||
238-1005009-Г2 |
50Г |
ЯМЗ-238-1005015-Е |
238-1005012-А |
На 2-ой щеке одна бобышка |
ЯМЗ-238Б, ЯМЗ-238БВ, ЯМЗ-238БЛ, ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238Д, ЯМЗ-238ДЕ, ЯМЗ-238НД5, ЯМЗ-238Л |
||||
238БЕ-1005009 |
50Г |
ЯМЗ-238Н-1005015-У3 |
238БЕ-1005012 |
На 2-ой щеке одна бобышка, |
ЯМЗ-238АК (кроме 4-й компл.), ЯМЗ-238АМ2-3, ЯМЗ-238ЕК |
||||
238АК-1005009-20 |
50Г |
ЯМЗ-238АК-1005015-20 |
238АК-1005012-Б |
На 2-ой щеке одна бобышка, |
ЯМЗ-238БК, ЯМЗ-238ДК |
||||
238ДК-1005009-20 |
50Г |
ЯМЗ-238ДК-1005015-20-У |
238ДК-1005012-Б |
На 1-ой щеке две бобышки, |
ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2, ЯМЗ-7511.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7514.10 |
||||
238ДК-1005009-20 |
42Х1ФА |
ЯМЗ-238ДК-1005015-30 |
238ДК-1005012-В |
На 1-ой щеке две бобышки, |
ЯМЗ-238КМ2-2, ЯМЗ-238КМ2-3, ХТЗ |
||||
238-1005009-Д |
50Г |
ЯМЗ-238-1005015-Д |
238-1005012-Д |
На 2-ой щеке одна бобышка, |
ЯМЗ-238АК-4, Херсон |
||||
238АК-1005009-30 |
50Г |
ЯМЗ-238АК-1005015-31 |
238АК-1005012-Г |
На 2-ой щеке одна бобышка, |
Примечания:
*1 - в графе «Двигатель» приведены только модель и модификация силового агрегата, но следует понимать, что коленчатый вал соответствующий определенной модификации устанавливается и на все комплектации данного двигателя, за исключением когда комплектация указана;
*2 - на всех остальных модификациях двигателей устанавливается штифт коленчатого вала 7511-1005132;
*3 - буквы «Н» и «У» клеймятся ударным методом.
*4 - сняты с производства
Комплектация коленчатыми валами основных типов двигателей ЯМЗ-240
Двигатель |
Коленчатый вал в сборе |
Марка стали, |
Маркировка на 4-ой опоре на |
Маркировка на переднем конце |
ЯМЗ-240М2 |
240-1005000-А2 |
60ХФА-Ш |
Г3 |
Г4 |
Комплектация коленчатыми валами основных типов двигателей ЯМЗ-840, 850
Двигатель |
Коленчатый вал в сборе |
Марка стали, |
Маркировка на 4-ой опоре на |
Маркировка на переднем конце |
ЯМЗ-8401.10 |
840.1005010 |
42ХМФА |
ЯМЗ-840-1005010 |
2 шестерни на заднем конце вала; |
ЯМЗ-845.10 |
845.1005010 |
42ХМФА |
ЯМЗ-840-1005010 |
2 шестерни на переднем конце вала; |
ЯМЗ-850.10 |
850.1005010 |
42ХМФА |
ЯМЗ-840-1005010 |
2 шестерни на заднем конце вала; |
Товары
- Комментарии