Памятка по эксплуатации двигателей ЯМЗ, ТМЗ
Внимание! Данная памятка обязательна для ознакомления лица ответственного за эксплуатацию двигателя (силового агрегата) перед началом эксплуатации.
При правильном проведении обкатки возможно существенно увеличить срок службы мотора вплоть до первого ремонта. Процедура обкатки является обязательной после проведенного капитального ремонта и смены цилиндро-поршневой группы.
Во время периода обкатки двигателей, продолжительностью в 50 часов, мотор не должен подвергаться максимальной нагрузке, а число оборотов не должно превышать средний показатель.
Винт, ввернутый во втулке на переднем торце топливного насоса высокого давления, ограничивает мощность мотора ЯМЗ во время обкатки и осевое перемещение рейки топливного насоса, при этом максимальная мощность мотора снижается до показателей: ЯМЗ-236 – 150 л.с, а ЯМЗ-238 – не ограничивается, несмотря на то, что правила обкаточного периода затрагивает и эти двигатели.
После окончания процедуры обкатки (после 50 часов работы нового или капитально отремонтированного двигателя) необходимо выполнить следующие действия:
1. Запустить двигатель и прогреть его до температуры охлаждающей жидкости 80-90° С.
2. Слить масло из поддона через одно из сливных отверстий, после чего завернуть в отверстие пробку.
3. Промыть элементы и колпак фильтра грубой очистки масла, осмотреть и собрать фильтр.
4. Промыть колпак ротора и ротор фильтра центробежной очистки масла, осмотреть и собрать фильтр.
5. Залить в систему свежее масло рекомендуемой марки до метки «В» указателя уровня масла.
6. Подтянуть все внешние резьбовые соединения, обратив особое внимание на крепление впускного и выпускного трубопроводов, болтов крепления опор двигателя, крепление стартера и генератора.
Во время планового технического обслуживания стоит провести и подготовку мотора к работе без ограничений мощности, как только двигатель окончит обкаточный период.
Изготовитель двигателей на время транспортировки устанавливает специальную пломбу на крышках головок цилиндров, а во время начального периода эксплуатации без оформления актов пломба снимается автохозяйствами самостоятельно.
Снимать остальные пломбы на двигателе категорически воспрещается!
При предотвращении преждевременного выхода из строя двигателя запрещается самостоятельная подрегулировка, в частности увеличение максимального числа оборотов коленвала.
Во время первых часов работы двигателя происходит обкатка, в течении которой необходимо избегать полноценных нагрузок мотора, а также высоких оборотов. За это время детали цилиндро-поршневой группы, шестерен, подшипников и другие запчасти равномерно прирабатываются в целях уменьшения их последующих износов и стабилизации расхода масла. В случае перегрузки во время приработки срок службы мотора существенно сократится.
При эксплуатации двигателя в период обкатки допускается:
-
выделение смеси топлива и масла через систему выпуска;
-
образование масляных пятен в местах сальниковых уплотнений, не влияющих на расход масла;
-
"потение" в соединениях систем топливоподачи;
-
смазывания и охлаждения;
-
выделение отдельных капель охлаждающей жидкости или смеси ее со смазкой через дренаж, водяного насоса;
-
образование отдельных капель масла;
-
выделение конденсата через сапун, не нарушающие нормальную работу двигателя.
По окончании приработки цилиндро-поршневой группы выброс топливно-масляной смеси прекращается.
При работе двигателя необходимо следить за появлением посторонних шумов.
По окончании обкатки (после первых 50 часов работы нового мотора) выполнить обслуживание в объеме, указанном в разделе «Техническое обслуживание по окончании периода обкатки».
Благодаря своевременному техническому обслуживанию силовой агрегат ЯМЗ будет сохранять длительный срок службы и надежную работу. Процедуры технического обслуживания являются обязательными и проводятся в строго установленные сроки в течение всего периода эксплуатации.
Общие указания по обслуживанию.
Поддержание силового агрегата в чистоте, регулярное очищение от грязи и пыли, а также наблюдение за затяжкой резьбовых соединений.
Техническое обслуживание силовых агрегатов по периодичности и перечню выполняемых работ подразделяется на следующие виды:
- Ежедневное техническое обслуживание выполняется один раз в сутки по окончании суточной работы.
- Техническое обслуживание после обкатки производится после первых 50 часов работы двигателя.
- Первое техническое обслуживание (ТО-1) производится через каждые 250 часов работы двигателя.
- Второе техническое обслуживание (ТО-2) производится через каждые 1 000 часов работы двигателя.
- Сезонное техническое обслуживание.
Ежедневное обслуживание (ЕО)
- Проверить работу двигателя.
- Осмотреть двигатель, если необходимо, очистить его от пыли и грязи, устранив возможные подтекания масла, топлива, охлаждающей жидкости.
- Заполнить топливный бак топливом, не ожидая его охлаждения во избежание конденсации паров воды.
- Проверить уровень масла в поддоне двигателя.
- Проверить работу сцепления на транспортном средстве.
Техническое обслуживание по окончании периода обкатки
- Осмотреть двигатель, если необходимо, очистить его от пыли и грязи.
- Проверить момент затяжки болтов крепления головок цилиндров и, если необходимо, подтянуть их.
- Подтянуть все внешние резьбовые соединения устранив возможные подтекания масла, топлива, охлаждающей жидкости.
- Подтянуть резьбовые соединения муфты привода топливного насоса высокого давления.
- Отрегулировать зазоры в приводе клапанов механизма газораспределения.
- Проверить и при необходимости отрегулировать установочный угол опережения впрыска топлива.
- Проверить и, при необходимости, отрегулировать натяжение приводных ремней.
- Промыть фильтр центробежной очистки масла.
- Проверить момент затяжки крепления стартера.
- Прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости 75...90°С.
- Заменить масло в системе смазки двигателя.
- Заменить фильтрующие элементы масляного и топливных фильтров.
Первое техническое обслуживание (ТО-1)
- Слить отстой из топливных фильтров грубой и тонкой очистки, после чего пустить двигатель и дать ему проработать 3-4 минуты для удаления воздушных пробок. Зимой отстой сливать ежедневно после окончания работ.
- Проверить натяжение приводных ремней и, при необходимости, отрегулировать.
- Промыть фильтр центробежной очистки масла.
- Заменить фильтрующий элемент фильтра грубой очистки топлива двигателей ЯМЗ и их комплектациях.
- Проверить и, если необходимо, отрегулировать свободный ход муфты выключения сцепления.
- При первом ТО-1 снять форсунки с двигателя и провести их техническое обслуживание. В последующей эксплуатации обслуживание форсунок проводить при ТО-2 (1000 часов).
Через одно ТО-1 (через 500 часов работы)
- Заменить масло в системе смазки двигателей ЯМЗ и их комплектациях.
- Заменить фильтрующий элемент масляного фильтра двигателей ЯМЗ-238 и их комплектациях. При свечении сигнализатора на прогретом двигателе элемент необходимо заменить не дожидаясь указанного срока.
- Заменить фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки топлива.
- Проверить и, если необходимо, отрегулировать установку угла опережения впрыска топлива.
- Наполнить смазкой полость подшипников натяжного устройства привода компрессора.
- Подтянуть резьбовые соединения муфты привода топливного насоса высокого давления.
- Подтянуть крепления турбокомпрессора.
Второе техническое обслуживание (ТО-2)
- Выполнить все операции ТО-1.
- Заменить масло в системе смазки двигателя.
- Заменить фильтрующий элемент масляного фильтра. При свечении сигнализатора на прогретом двигателе элемент необходимо заменить не дожидаясь указанного срока.
- Выполнить пункты 10-15 раздела через одно ТО-1.
- Снять форсунки с двигателя и провести их техническое обслуживание.
- Снять для проверки топливный насос высокого давления, в случае необходимости произвести его подрегулировку. Первую проверку насоса производить по окончании гарантийного срока.
- Проверить и, при необходимости, отрегулировать тепловые зазоры в приводе клапанов.
- Провести техническое обслуживание воздушного фильтра. При наличии индикатора засоренности воздушного фильтра обслуживание фильтрующего элемента проводить по сигналу индикатора.
- Провести техническое обслуживание генератора.
Дополнительные работы
- Через каждые 3000 часов работы проверить легкость вращения, осевой и радиальный люфты ротора турбокомпрессора, при необходимости, провести техническое обслуживание турбокомпрессора.
- Через каждые 3500 часов работы снять стартер с двигателя и провести его техническое обслуживание.
Сезонное техническое обслуживание
- Заменить моторное масло в двигателе на соответствующие предстоящему сезону, при этом топливный бак рекомендуется ополоснуть чистым топливом. Если в двигатель залито всесезонное моторное масло, а сезонное техническое обслуживание не совпадает со сроком его смены, масло в этом случае замене не подлежит.
- Осенью при переходе на зимнюю эксплуатацию проверить узлы электрофакельного устройства и промыть фильтр-отстойник топлива.
- Осенью, при переходе на зимнюю эксплуатацию и в случае использования в качестве охлаждающей жидкости воды промыть систему охлаждения.
- Перед началом летнего или зимнего сезона топливный бак следует снять и основательно промыть его, прочистить и продуть топливоприемный трубопровод и заправить бак соответствующим сезону сортом дизельного топлива.
- Необходимо следить за циркуляцией топлива в системе, исправностью топливопроводов и герметичностью всех соединений системы. Вследствие не плотности соединения топливопроводов до подкачивающего насоса в топливную систему подсасывается воздух, что нарушает нормальную подачу топлива, а в результате не плотности соединений топливопроводов за подкачивающим насосом получается утечка топлива.
- Комментарии