Прототип КАМАЗ-65805 создавался в рамках проекта компании ПАО «КАМАЗ» с целью расширить модельный ряд автомобилями с более увеличенной полной массой и грузоподъемностью. Единогласно специалисты пришли к выводу – создать такой автомобиль, который войдет в нижний класс карьерных грузовых авто, которые работают на месторождениях полезных ископаемых и карьерах.
Первый образец КАМАЗ-65805 имеет неординарные характеристики. Его грузоподъемность достигает 60 тонн, а самосвальная установка выполнена в скальном исполнении для перевозки горных пород. Грузовик имеет в своем составе 12-литровый двигатель КАМАЗ-910.11 в 500 л.с. с гидромеханической автоматической коробкой передач Allison, благодаря которой обеспечивается плавное переключение передач без разрыва потока мощности.
В конструкции самосвала КАМАЗ-65805 установлены усиленные ведущие (задние) мосты под нагрузку 21 тонна и передние оси под нагрузку 12 тонн. На третьем, четвёртом, пятом мостах применена гидропневматическая подвеска, позволяющая гибко регулировать жёсткость подвески в зависимости от загрузки автомобиля, а также иметь возможность устранять крен при разгрузочных операциях. Управляемыми осями в автомобиле являются первая, вторая и пятая. Пятый мост поворачивается с помощью гидроцилиндров вокруг своей оси. Благодаря такой схеме удалось добиться радиуса поворота автомобиля на уровне четырёхосных автомобилей. Также КАМАЗ-65805 получил специальные шины с усиленным металлическим кордом и увеличенной толщиной протектора.
Самосвал КАМАЗ-65805 будет оснащён дополнительными системами, которые позволят определять специфику использования этого автомобиля в карьерах. Это системы контроля давления в шинах, крена автомобиля, перегруза, контроля наличия линий электропередач рядом с автомобилем при разгрузке кузова и система взвешивания. Всё это будет соответствовать требованиям, которые необходимы для данных автомобилей. Кроме того, планируется оснастить КАМАЗ-65805 видеокамерой заднего обзора и системой кругового видеообзора, которая позволит водителю полностью наблюдать ситуацию вокруг машины во время погрузочно-разгрузочных работ.
Также КАМАЗ-65805 будет иметь систему помощи водителю уровня «1+», включающая в себя систему предотвращения столкновений и систему контроля состояния водителя. Такие системы позволят наблюдать за направлением взгляда водителя, за его возможным засыпанием или отвлечением. Помимо этих нововведений, самосвал получит дополнительную систему «Виртуальный коридор», позволяющую контролировать движение по дорогам внутри карьера. Эта система позволит минимизировать вероятность съезда самосвала с траектории движения и падение его с высоты.
КАМАЗ-65805 стал первенцем в сегменте «камазовских» карьерных самосвалов. В течение ближайших нескольких лет планируется развитие семейства карьерных самосвалов «Атлант» грузоподъёмностью от 40 до 75 тонн в двух исполнениях – габарит и негабарит. В конце осени 2020 года будет представлена вторая, более грузоподъёмная машина – негабарит, которая предназначена для работы с экскаваторами типа ЭКГ-5, ЭКГ-10.