Карьерный самосвал КАМАЗ-6561 был представлен в в рамках проекта «Создание семейства электромеханических беспилотных автомобилей-самосвалов большой грузоподъёмности в интересах добывающих отраслей промышленности РФ». Проект выполняется при поддержке Министерства науки и высшего образования России.
Самосвал КАМАЗ-6561 «Геркулес» - имя, которое дали автомобилю - разработан по схеме «последовательный гибрид». Эта схема представляет собой автономный электромобиль, который не требует подзарядки от внешней сети. Внутри него двигатель внутреннего сгорания приводит в действие электрический генератор, производящий энергию для тягового электродвигателя, тем самым заряжая аккумуляторную батарею. Автомобиль работает местами на чистом электричестве при заряженной аккумуляторной батарее и конструкционно близок к электромобилю. В случае автомобиля КАМАЗ-6561 рекуперация энергии будет происходить при спуске в карьер, а при подъёме наверх с грузом — накопленная энергия в батареях помогает подняться автомобилю в гору. Такое решение позволяет снизить количество потребляемого топлива на 15% в сравнении с дизельным аналогом.
По габаритам автомобиль обладает длиной в 10120 мм, шириной — 3430 мм и высотой в 4030 мм. Снаряженная масса шасси составляет 31 тонн, а грузоподъёмность 40 тонн. Карьерный самосвал с колёсной формулой 6×6 отлично подойдет для перевозки насыпных грузов по пересечённой местности и грунтовым дорогам. Также может применятся при разработке карьерных месторождений и шахт, для добычи полезных ископаемых по безлюдной технологии. Для этого на борту предусмотрена система ADAS 5 уровня, которая обеспечивает движение в карьере в автономном режиме, исключая участие водителя. Также самосвал может эксплуатироваться как в режиме дистанционного управления, так и управляться водителем из кабины.
КАМАЗ-6561 «Геркулес» имеет шарнирно-сочленённую раму с двумя степенями свободы в узле сочленения, уменьшая вероятность вывешивания колёс при движении по пересечённой местности и снижает нагрузку на несущую систему. Такая конструкция позволяет установить шины большой размерности и обеспечивает приемлемый минимальный радиус поворота, что значительно повышает проходимость и маневренность самосвала.
В настоящее время специалисты ПАО «КАМАЗ» и МГТУ им. Н.Э. Баумана ведут подготовку самосвала к полигонным испытаниям. После завершения испытаний самосвал будет направлен на опытную эксплуатацию в компании добывающих отраслей промышленности.