Модификации грузовиков «Урал» с новыми мостами требуют развития некоторых элементов конструкции автомобилей, в частности – раздаточной коробки.
Раздаточная коробка — элемент трансмиссии полноприводного автомобиля. Агрегат распределяет крутящий момент между ведущими осями автомобиля, позволяет увеличить количество передаточных чисел в трансмиссии автомобиля за счет наличия понижающей и повышающей передач. Одна из главных его функций — повысить проходимость автомобиля по труднопроходимым участкам дорог и бездорожью.
После запуска масштабного проекта по импортозамещению «Освоение производства перспективного ряда ведущих мостов и передних осей» появилась необходимость в создании новых типов РК. Производимые в данный момент на автозаводе «УРАЛ» раздаточные коробки применяются на серийно выпускаемую линейку полноприводных автомобилей «Урал» полной массой до 27 тонн. В проекте же предусматривается создание агрегатов, в том числе и для более тяжелых вездеходов сегмента Е33 (полной массой 34 тонны).
Проект поступил в реализацию: в настоящее время сформированы рабочие группы и состоялась первая встреча, на которой обсудили предстоящие шаги.
Научным партнером по реализации был выбран Южно-Уральский государственный университет – на данный момент у АЗ «УРАЛ» уже имеются несколько успешных совместных проектов. В частности, это работа над уникальным семейством «Арктический автобус», предназначенным для работы в условиях Крайнего Севера. Научно-исследовательский институт опытного машиностроения ЮУрГУ получил грант на реализацию проекта по созданию новых раздаточных коробок.
Автомобильный завод «УРАЛ» выступил индустриальным партнером, а также открыл финансирование. Договор о совместной работе и намерениях был подписан 13 января 2023 года. Проект будет реализован в течение трех лет. В его рамках спроектируют и проведут освоение производства по трем типам раздаточных коробок, которые отличаются по входному крутящему моменту – 1200, 1800 и 2500 кгс/м. Обозначенные модификации раздаточных коробок будут применяться на всей гамме выпускаемых полноприводных автомобилей «Урал». При этом на агрегаты будет заложен такой же ресурс, как и на сам автомобиль, а это до 600 тыс. км.
Разработанные образцы должны пройти необходимые стендовые и дорожные в составе автомобиля испытания. В результате проведенных работ автозавод «УРАЛ» сделает уверенный шаг к полному замещению импортных комплектующих, в частности, к собственному производству новой линейки таких значимых элементов трансмиссии как раздаточные коробки, а также приобретет модернизированную раздаточную коробку взамен серийно выпускаемой в настоящее время.