Гид покупателя по выбору распредвала двигателя
Замена распредвала – ситуация неприятная, и не только из-за стоимости работы и самой детали, но и из-за сопутствующих проблем (поломка распредвала часто влечет за собой неисправности смежных узлов). Когда нужно менять распредвал и что учитывать при выборе – об этом наш Гид покупателя.
Когда нужна замена
Ресурс распредвала сравним с ресурсом самого двигателя: это не расходник и не быстроизнашивающаяся деталь, требующая регулярной замены. При нормальном регулярном обслуживании двигателя распредвал добросовестно отработает 200, 300 тыс. км и больше.
Поскольку распредвал – деталь в большинстве случаев цельная (за исключением некоторых сборных моделей), главный его враг – механический износ. Даже небольшая выработка влияет на работу двигателя, что уж говорить о серьезно стертых кулачках и опорных шейках.
Кулачок полностью стерся, практически до окружности
На качество работы влияет и перегрев: от слишком высоких температур металл «ведет», что приводит к искривлению и биению вала. В самых запущенных случаях на поверхности будут видны цвета побежалости, красноречиво свидетельствующие о проблемах в двигателе.
Деформация распредвала появляется в результате детонации топливной смеси в цилиндрах. В этом случае весь двигатель потребует ремонта и регулировки.
Коррозия на валу – еще один сигнал к замене. Как правило, ржавчина появляется на боковых частях кулачков, а вот на рабочих поверхностях чаще можно встретить следы кавитации (округлые раковины). Это явный признак того, что моторное масло не справляется со своей задачей.
И, наконец, неприятность, которая всегда случается внезапно – поломка распредвала, причем излом проходит, как правило, вблизи опорных шеек. Причиной может быть как перегрев и деформация детали, так и изначально низкое качество металла (например, предыдущий владелец решил сэкономить на ремонте перед продажей машины).
В любом случае, распредвал никогда не ремонтируют, а только меняют на новый. Никакие наваривания и прочее шаманство не вернут его первоначальные свойства.
Совет покупателю!
Когда приходится менять распределительный вал, расспросите мастера на СТО о причине, почему случилась поломка. Это позволит избежать дальнейших ошибок в обслуживании своего автомобиля.
Признаки неисправности распредвала
Специалисты называют несколько «симптомов», обнаружив которые, нужно как можно быстрей обращаться за диагностикой и ремонтом двигателя.
Первый признак – характерный стук из-под ГБЦ двигателя. Появляется он из-за износа кулачков, и сначала слышен только при старте двигателя, а после прогрева пропадает. Но по мере стирания рабочих поверхностей стук будет длиться дольше, уже и на прогретом моторе. При появлении такого стука можно планировать бюджет на покупку нового распредвала.
Об износе говорит не только стук, но и вообще более шумная работа распредвала. Если обратиться за помощью сразу, есть шанс «отделаться малой кровью» – заменить только вкладыши (опорные подшипники), которые еще не успели деформировать шейки распредвала.
Помимо шума, неисправный распредвал приводит к потерям мощности двигателя или неполному сгоранию топлива (появляется черный дым при разгоне).
В любом случае, как только появились посторонние звуки от работающего двигателя или признаки некорректной работы, нужно как можно скорей обратиться к толковым мастерам. Если сравнить мотор автомобиля с человеческим сердцем, то болезнь лучше не запускать. А то вместо простого лечения можно «добегаться» до инфаркта.
Что влияет на ресурс работы распредвала
Одни водители могут всю жизнь даже не подозревать, как выглядит распредвал в их автомобиле, а другие вынуждены его менять, и хорошо если только один раз за весь срок эксплуатации машины. И проблема не только в замене одной детали: сломанный или стертый распредвал говорит о проблемах двигателя в целом.
Как и все детали мотора, распредвал зависит от качества используемого масла: вязкости, соответствия техническим требованиям, сроков замены. Для смазывания трущихся поверхностей (вкладышей и шеек, кулачков и толкателей клапанов) моторное масло подается через маслопроводящие каналы внутри распредвала, и его недостаток (забитые каналы) или низкое качество приводят к сухому трению металлических деталей. Впрочем, при использовании некачественного масла замена распредвала будет чуть ли не самой скромной цифрой в прайсе комплексного ремонта двигателя.
Одной из причин износа может быть низкое давление масла – слишком большая вязкость, намертво забитый масляный фильтр или неполадки насоса. Как правило, все эти причины проверяются на СТО во время ремонта.
Умирает распредвал и от перегрева, причем для того, чтобы его «повело», достаточно температуры 120-130⁰С. Это уже говорит о неисправностях в системе охлаждения.
Растянутая цепь или изношенный ремень ГРМ приводят к сбоям в фазах работы клапанов, что вредит не столько распредвалу, сколько самим клапанам и поршням. От проскакивающей цепи могут появиться изломы зубцов шкива распредвала, который придется менять (или весь распредвал вместе со шкивом, если он делается цельной конструкцией).
И, наконец, одна из причин поломок распредвалов – неправильная установка: недотянули или перетянули болты крепления ГБЦ или самого вала, перекос постели распредвала и т.д.
Как выбрать распредвал
В отличие от многих других автозапчастей, распредвал не выбирают по техническим характеристикам. Причина прежде всего в том, что на каждый двигатель все детали проектируются индивидуально, и новый распредвал (или их комплект) должен до доли миллиметра соответствовать тому, который был запроектирован изначально. Даже минимальные отклонения в расположении или профиле кулачков влияют на режим работы двигателя.
Учитывая все тонкости, выбор распредвала делается на основании vin-кода автомобиля или, если он неизвестен, по параметрам: тип кузова, год выпуска, тип двигателя и т.д. И даже в этом случае деталь может не подойти: автоконструкторы постоянно экспериментируют с процессами газораспределения, и на одну и ту же линейку машин могут устанавливаться разные типы двигателей. Кроме того, на один и тот же двигатель могут проектироваться 2-3 распредвала, которые используются в зависимости от режима вождения (городской, умеренные гонки, спорт).
Подбор тюнинговых и спортивных распредвалов делается индивидуально и зависит от характеристик автомобиля и планируемой эксплуатации.
Лучшие производители
Качество распределительного вала напрямую зависит от качества металла, соблюдения технологии его обработки и точности, с которой вытачиваются все элементы. Сделать распредвал в подвале на коленке – задача теоретически реальная, но практически невыполнимая: то, что получится в итоге, будет чем угодно, только не распредвалом.
В связи с этим, лучшим выбором будет приобретение оригинальной (ОЕМ) детали. Это гарантия того, что вал точно встанет на свое место и будет служить верой и правдой.
Нет возможности купить оригинал? Тогда можно приобретать продукцию лучших производителей, выпускающих качественные и долговечные запчасти. На нашем рынке наибольшим спросом пользуются бренды Ruville (Германия), Et Engineteam (Чехия), Ajusa (Испания) и АЕ (Великобритания), доказавшие свой уровень в условиях жесткой конкуренции.
А вот бюджетную, либо Б/У продукцию лучше не покупать: нет никакой гарантии, что деталь соответствует параметрам двигателя.
Совет покупателю!
При замене распредвала, независимо от причины его поломки, необходимо также проверить работу масляного насоса, сменить моторное масло и масляный фильтр. При снятии ГБЦ можно будет сказать, правильно ли делалось ТО двигателя и нужно ли что-то менять в обслуживании автомобиля. Конечно, распредвал может выйти из строя от банального износа, но если ломается недавно установленная деталь, это сигнал к тому, что у двигателя есть серьезные проблемы.
Товары
- Комментарии